Может кому интересно будет, юрист объясняет:
"Давайте расскажу про проблему личного использования легковых а/м с разрешением такси, тезисно.
Закон обязывает использовать путевой лист при перевозке пассажиров - ст.6 259фз
Закон обязывает организовать хранение легковых а/м на стоянке - ст.20 196фз
Приказы минтранса запрещали выезд с парковочного места без путевого листа (отмененный приказ минтранса 7)
Приказ МАДИ № 78-15-57/21 от 20.02.2021, следуя требованиям 196фз и приказа номер 7 содержит аналогичную норму, но в весьма расширенном варианте. подробности здесь:
https://t.me/taxilaw/908
Норма запрета на использование легковых а/м в личных целях введена именно в этом приказе.
В федеральных НПА я таких требований не встречал.
Федеральное законодательство предъявляет обязанности для (коммерческой) перевозки пассажиров и грузов. При этом не ограничивает использование легковых а/м для остальных целей.
Речь именно про легковые а/м.
Для такси есть правила пассажирских перевозок 1586 2020 года.
За нарушения правил перевозок предусмотрена ответственность в КОАП.
Ключевые требования обеспечения безопасности сформулированы в ст.20 196фз
Ответственность за нарушения в ст. 12.31.1 КОАП
Если осуществляем деятельность и нарушаем - предусмотрена ответственность.
Если не осуществляем деятельность - то требования и правила нарушить невозможно и не должно наступать ответственности.
С этим согласны суды в регионах, которые отменяют решения о привлечении к ответственности за отсутствие путевого листа и осмотров в случае отсутствия факта совершения перевозки (например, нет пассажиров).
Такова правовая сторона вопроса. ИП может использовать легковой а/м в личных целях.
Но. В Москве действует выше указанный приказ МАДИ, работники МАДИ выполняют и обязаны выполнять этот приказ. Т.е. нужно решить коллизию.
Еще один аспект против заключается в том, что наверняка найдется много перевозчиков, которые при отсутствии пассажиров будут утверждать, что не находятся на работе, а двигаются по личным делам. а другие вместе с пассажирами будут утверждать, что это не перевозка , а личная поездка с друзьями. Т.е. будет массово злоупотреблять правом, чтобы уйти от ответственности за нарушения. Порядка больше точно не станет. Город вернется к ситуации 2018 года, когда кто попало находился за рулем машины такси, не думая о документах вообще.
С точки зрения общественных интересов крайне не хочется возвращения к вакханалии 2018 года и ранее.
Вывод: юридически можно и нужно решать эту проблему, но надо иметь настойчивое желание этим заниматься: защищать в суде свое право, оспаривать требования приказа МАДИ. Это время и затраты. Готовы этим заниматься?
"Практический совет такой: ездите с путевыми листами, либо не используйте а/м с разрешением такси в личных целях."