Новости
• Что не так с рынком такси в России. Манифест директора такси «Максим»

Новости из мира такси.
Аватара пользователя
Новости
Сообщения: 955
Зарегистрирован: 13 мар 2017, 14:47
Репутация: 28
Город: Москва
13 сен 2018, 22:58

Сообщение Новости » 13 сен 2018, 22:58

Сейчас в комитете по транспорту Государственной думы РФ разрабатывается проект нового закона о такси. Существующий закон оказался нежизнеспособным потому, что был написан без обсуждения с участниками рынка, не учитывал сложившиеся механизмы и отношения между ними. Например, в нём нет ни слова о сервисах заказа такси, которые стали крупными участниками рынка в России задолго до принятия закона. Он семь лет тормозит развитие отрасли, не позволяя большинству перевозчиков работать легально, а регионам — получать налоги с их деятельности.

Новый закон определит состояние отрасли на долгие годы вперёд. Логично, что он должен учитывать интересы всех участников технологического процесса под названием «такси», запросы на создание цифровой экономики и легализацию перевозчиков. Но никаких основ для этого в проекте нет, история повторяется. В новый закон перенесены многие устаревшие нормы, в том числе разрешение на деятельность такси. На недавнем форуме такси в Москве, где разработчики представили законопроект отраслевому сообществу, мы выступили против такого подхода. И вот почему.

Что такое разрешение на деятельность такси
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси — это бумажное свидетельство. Его выдаёт региональный орган власти, который курирует транспорт. Бумага выдаётся на автомобиль. Для получения разрешения перевозчик должен предоставить копии удостоверения личности и свидетельства о регистрации транспортного средства, которое предполагается использовать как такси. Ещё копию договора лизинга или аренды, если автомобиль не в собственности. Это исчерпывающий перечень.

Выдавать разрешения придумали после того, как было отменено лицензирование деятельности такси. По сути, для такси ввели статистический инструмент, чтобы знать количество перевозчиков и лучше планировать, сколько налогов они могут заплатить.

Выдача разрешений является государственной услугой, которая в большинстве регионов платная. Максимальная стоимость разрешения — во Владивостоке (около 7000 рублей), в среднем по стране цена свидетельства составляет 2000–3000 рублей. Наличие разрешений приравнивают к легальности перевозчика, безопасности и качеству услуги такси. И вот это сейчас разберём подробно.


Гарантирует ли разрешение безопасность поездки?
Категорически нет. Разрешение не является лицензией и не обязывает перевозчика выполнять определённые действия по обеспечению безопасности услуги.

Для получения разрешения не надо предъявлять справки от психиатра, нарколога и об отсутствии судимостей. Даже если перевозчик наркоман или отсидел за тяжкие преступления, уполномоченный орган не имеет права ему отказать.

Не надо обладать специальными навыками безаварийного вождения. Неважно, сколько раз перевозчик привлекался к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Он может хоть каждый день ездить на красный свет, не платить штрафы, но уполномоченный орган по его требованию обязан будет выдать ему разрешение на работу в такси.

Означает ли разрешение налоговую дисциплину?
Это вообще не связанные вещи. Перевозчик может быть злостным неплательщиком, но отозвать у него разрешение никто не сможет. Более того, получение разрешения не заставляет перевозчика легализовываться. Давно есть схемы законного наделения физлица разрешением. На этом уже вырос посреднический бизнес — так называемые лицензиары и подключашки. При этом перевозчик продолжает не платить налоги.

Означает ли наличие разрешения, что водитель проходит медосмотр и ездит на исправном автомобиле?
Тоже нет. Разрешение выдаётся один раз на пять лет, а медосмотр нужен каждый день, но не факт, что он проводится, как и техосмотр.

Много раз я задавал вопрос руководителям уполномоченных органов, сотрудникам надзорных органов: а что такое разрешение, зачем оно? И ни разу не услышал ответ. Максимум: «Сейчас мы знаем, сколько у нас таксистов». То есть, как мы уже говорили, это исключительно статистический инструмент. Банальная, но безумно дорогая и не отражающая реальность статистика.


Создаётся впечатление, что выдумали сами для себя некий фетиш, сакральную вещь, бессмысленную работу ради работы — придумали разрешение, чтобы потом контролировать его наличие.

По итогу — безопасность только на бумаге, да ещё и в голове у кого-то, кто приравнивает наличие разрешения к безопасной услуге. Налоговых отчислений — мизер, стремящийся к статистической погрешности. Кто до этого платил, тот и платит налоги, новых налогоплательщиков закон не породил. Более того, многих заставил уйти в тень. Легальному таксисту работать сложнее и затратнее, чем нелегалу. Сравните: штраф за незаконную предпринимательскую деятельность — от 500 до 2000 рублей, а за отсутствие путевого листа — 5000 рублей. При этом шанс попасть под проверку у легального таксиста больше, поскольку шашки идентифицируют его автомобиль как такси, а нелегала в потоке машин не видно.

Вот и не идут водители за разрешениями, потому что это бессмысленно и себе дороже, — пополняют армию нелегалов.

Так зачем переносить эту порочную практику в новый закон? Может, пора остановиться, оглянуться, набраться смелости признаться самим себе: «В таком виде система нам не нужна»? Может быть, пора прекратить изображать легализацию и собираемость налогов, а уже это сделать?

Недавно глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал механизм налоговой легализации самозанятых посредством мобильного приложения. Тестирование планируется провести в 2019 году в четырёх регионах. Правда, сейчас самозанятыми в России официально могут считаться репетиторы, домработницы и няни. Регионы вправе расширить федеральный перечень пастухами и людьми, оказывающими мелкие бытовые услуги. И всё.

В России 20 млн трудоспособных граждан, о которых государство не знает, чем они занимаются. Водители такси составляют весомую долю. Не существует серьёзных аргументов против того, чтобы причислить их к самозанятым. В большинстве своём это простые водители, которые не имеют наёмных работников, трудятся сами на себя на личном или арендном автомобиле, — им невыгодно становиться ИП. Только от самозанятых в такси бюджетная система может получать дополнительно миллиарды рублей в год.


Сервис заказа такси «Максим» предложил Михаилу Мишустину свою цифровую платформу для тестирования механизма администрирования платежей самозанятых водителей. Будем надеяться, что у ведомства скоро появятся регламентирующие документы, которые позволят нам реализовать совместный проект.

В век цифровых технологий существуют совершенные, технологичные и удобные способы учёта, администрирования, биллинга платежей. Есть готовые цифровые платформы, соединяющие заказчиков и частных исполнителей услуги, которые могут стать администраторами налоговых платежей самозанятых. Они позволяют уйти от бумажных носителей, отказаться от бесполезных бюрократических инструментов, упростить всем жизнь. Никакой имитации деятельности. Всё просто, открыто, технологично. От государства требуется лишь прописать адекватные по цене правила деятельности хозяйствующих субъектов.

Все мы помним, как отрасль такси пережила технологические революции. А сейчас пришло время революций экономической и правовой.

Написать в теме